СевЭС о покорителях Севера

      Комментарии к записи СевЭС о покорителях Севера отключены

36 нордовых лет Селютина

   Среди множества почетных имен энергетиков хочется выделить еще одно – водителя вездехода, члена Первичной Профсоюзной организации Северных электрических сетей, Василия Ивановича Селютина. Имея беспрерывный 35-летний опыт работы в энергетике, он зарекомендовал себя как великолепный специалист своего дела, ка прекрасный семьянин и вошел в Золотую летопись СевЭС.

— Василий Иванович — профессионал высочайшего уровня. Он входит в костяк службы механизации и транспорта Северных сетей, является первопроходцем и пионером нашего предприятия. Это человек с большой буквы, человек труда — комментирует председатель профкома СевЭС Наталья Химич.  — Его профессия настоящая мужская, тяжелая, опасная, он — водитель вездехода, не простого, а ДТ10, большого и громоздкого (техническая начинка у ДТ10 очень серьёзная).  Тундра для Василия Ивановича обычное место, где можно трудиться, да и работать в течение 2 недель — это нормально, никто здесь не будет ныть, отказываться, мол, там плохо, страшно и голодно, – продолжает рассказывать Наталья. – Работа у Василия Ивановича, в то же время, разнообразная, интересная, и люди под стать профессии: серьезные, собранные, ответственные. Есть у Селютина тяга к передовому. Он честно и качественно выполняет свое дело. И стал незаменимым наставником для более молодых коллег, за что неизменно пользуется огромным авторитетом не только среди них, но и у руководства предприятия.

О себе Василий Иванович рассказывает немного, но даже этого достаточно, чтобы вызвать улыбку и теплоту на душе. Родился он в Курской области; закончив восемь классов, пошел трактористом в колхоз, где проработал два с половиной года. У Василия есть друг детства – Николай Алексеевич Рындин, с ним они в свое время отучились на шоферов и вместе пошли служить в армию. По окончанию службы им предложили комсомольские путевки на выбор в разные города. Недолго думая, они решили лететь г. Новый Уренгой. Из Польши был прямой рейс в этот город, и они, не заезжая домой, поехали покорять Крайний Север. Уренгой их встретил майскими праздниками, а за душой—  только солдатская форма и по 10 рублей на каждого. Здесь ребятам выдали подъемные (по сто рублей), и началась их трудовая деятельность в электросетях. Друзья написали родителям письма о своих приключениях, но родные им не поверили, ведь на конвертах был странный адрес, тогда мало кто знал об этом стратегическом городе. Близкие решили: ребята что-то натворили и их отправили в места лишения свободы на Север. И только через полгода, когда Василий и Николай поехали в отпуск в кримпленовых костюмах, а это было очень модно, да и еще и при деньгах, родственники успокоились.

            О Крайнем севере Василий Иванович рассказывает с большой любовью, считает его интересным и необычным. О восьмидесятых годах он вспоминает с улыбкой, ведь тогда ели замоченный сухой картофель и сухую морковь, а если на Новый год привозили   яблоки, то это было счастье. Пива в городе не было, поэтому те, кто ездил в командировки, привозили по 5-6 ящиков на заказ. Благо в СПЭС был тогда свой вертолет и что-то можно было заказать через диспетчеров.

В филиале «Северные ЭС» Василий Иванович проработал практически 36 лет, ни разу не поменяв место работы. Около 8 лет он был простым водителем, а потом окончательно перешел на вездеходную технику. На вопрос: «Было ли страшно работать в тундре, идти по целине, когда вокруг только снег?», Василий Иванович ответил: «Страха не было, хотя многое случалось. И под лёд проваливались, и горели, могли так глубоко осесть в болоте, что двумя техниками приходилось вытаскивать… Раньше до Ямбурга мы доезжали за трое суток (сейчас уже по дороге можно добраться за 3 часа). А в то время срочно нужно было комплектовать районы электрических сетей, везти туда оборудование. До многих районов приходилось добираться неделями, благо опытные водители нас научили, как ездить по тундре, по зимнику, чтоб не съехать и не застрять.».

— Василий Иванович очень отзывчивый человек и большой специалист своего дела. Он никогда не бросит товарища в беде, всегда поможет и добрым словом, и делом – комментирует автомеханик службы механизации и транспорта Роман Данилов. —  С ним очень легко работать: если дал ему задание, можно не переживать, выполнено оно будет на 100%. В декабре он закончил свою службу — дарить свет домам, предприятиям и промыслам.  Теперь его задача нести тепло своей любимой семье и вкладывать знания, опыт, человечность в своих внуков, которые, я надеюсь, вырастут такими же прекрасными людьми, как и Василий Иванович!

25 декабря, в преддверии нового 2020 года, Василий Иванович отработал в филиале свой последний рабочий день. Планы на дальнейшую жизнь у него грандиозные. Север он покидает с легким сердцем на душе, ведь его очень ждут и скучают по нему внуки, дети, родственники в Курской области. Там ждет его теплый дом, виноградники, выращивание арбузов, помидоров и. т. д. Теперь можно пожить и для себя. Любимая супруга — Валентина Анатольевна присоединится к нему чуть позже, ей нужно немного доработать до пенсии. Внуки Василия Ивановича с нетерпением ждут приезда любимого дедушки, который учит их плотничать и ухаживать за  садом и огородом. С ним они познают этот прекрасный Мир, научатся любить и ценить все лучшее в этой жизни.

Зинаида Радаева