
В статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ сказано, что специальная оценка условий труда (СОУТ) определяет наличие вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценивает их воздействие на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, по которым должна производиться компенсация вредного воздействия тех самых факторов.
Но при этом сказано, что эта процедура для некоторых рабочих мест не обязательна.
Как мне представляется, она не нужна и на других рабочих местах. То есть на всех.
В основе предприятий и производственных процессов и выпускаемых на них продуктах заложены Санитарные Правила и Нормы (СП и СанПиНы). Документы эти разрабатывались умными, высококвалифицированными специалистами с опорой на существующий на момент их утверждения главным государственным санитарным врачом страны с багажом знаний и имеющих под собой научную основу.
Вот наименование разделов на примере одного из них:
1. Общие положения
2. Требования к размещению промышленных предприятий, зданий, сооружений и содержанию территории
3. Требования к производственным зданиям и помещениям
4. Требования к обувным материалам, рецептуре клеев, латексов и вспомогательным материалам
5. Требования к условиям хранения и транспортировке материалов, используемых в обувном производстве
6. Требования к производственным процессам и оборудованию
7. Требования к основным рабочим местам и трудовому процессу (содержит требования к основным рабочим местам, к оргтехоснастке, к снижению тяжести и напряженности труда, к рациональным режимам труда и отдыха (отдельно – для виброопасных профессий), эргономические требования к оборудованию и требования к размещению органов управления)
8. Требования к отоплению и вентиляции
9. Требования к защите от шума и вибрации (там же методы и средства этой борьбы)
10. Требования к освещению
11. Требования к санитарно-бытовому обеспечению
12. Требования к средствам индивидуальной защиты и мерам личной гигиены
13. Требования к санитарному контролю за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны
14. Требования к санитарной охране окружающей среды.
Кому интересно, можете ещё полистать. Но в них содержится даже больше того, что мы хотим определить с помощью СОУТ. То есть и наличие вредных и опасных факторов, и уровни их воздействия, и требования к применению СИЗ, и методы снижения воздействия через коллективную защиту. Нет компенсаций за условия труда, которые можно найти, например, в Списках № 1 и 2 вредных профессий РФ производств, работ, профессий, должностей и показателей…, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Получается, что, внедрив систему компенсаций через аттестацию рабочих мест по условиям труда, а затем через специальную оценку условий труда, мы разрушили стройную систему. Загрузили не нужной работой работодателя, уйму народа подготовкой исходных данных (у них работы по профилю мало? И нормировщиков мы сократили, чтобы влиять на производительность труда по принципу пока не сдохнут) и проведению процедур СОУТ. Для этого их нужно было обучить, обеспечить нормативной базой, приборами, реактивами и т.п. Сертифицировать и организовать контроль за экспертами…
Между тем, пуск объекта происходит через подтверждение заложенных проектом характеристик. В том числе и гигиенических. Измениться они могут только при внесении изменений в технологию или не соблюдения требований, предусмотренных проектом (санитарными правилами).
В стране стон стоит от нехватки рабочих рук! Предлагается завозить со стороны или повысить производительность труда. Лично я — за увеличение производительности. Давайте исключать лишние операции и процедуры. Начнём с СОУТ. Придётся внести изменения в законодательную базу — депутатам и профильному министерству придется попотеть. Зато сколько народу вздохнет с облегчением — освободятся от несвойственных функций. Работодатель освободится от лишних трат (мы всё равно хотели их уменьшить, переходя от АРМ к СОУТ). Эксперты – активные и грамотные люди смогут принести пользу в реальном секторе производства.
Но просто так, безнадзорного ока, работодатель не стремится поддерживать условия труда, заложенные проектом и нормативными документами.
Поэтому функцию контроля нужно оставить за самыми заинтересованными лицами – работниками и их законным представителем – ПРОФСОЮЗОМ.

Это проще и не требует высокой квалификации следить за соблюдением графиков уборки, своевременностью замены тех же ламп в осветительных приборах, расчисткой дорожек от снега, проходов от хлама, исправностью инструмента и средств защиты и прочим. Внедрение новых технологий, материалов проходит через Роспотребназор, значит нормы останутся обоснованными и следить нужно только за их соблюдением.

Для разрешения спорных ситуаций существует Государственная инспекция труда и Прокуратура.
Меры воздействия предлагаю такие:
Если, при проверке государственным инспектором труда, профсоюзным инспектором или при выполнении работ по программе производственного контроля обнаруживаются отклонения от требований СП, то:
- Руководитель предприятия лишается права занимать руководящие должности на срок до 3 лет;
- Устанавливается запрет на выплату дивидендов в текущем году и до устранения выявленных нарушений с подтверждением устранения измерениями лабораторией, имеющей право на данный вид контроля (аналогично по соблюдению прочих требований СП, подтверждаемых комитетом первичной профсоюзной организации и представителем организации (инспекции), которая обнаружила несоответствие;
- Работники, чьи условия труда по результату контроля будут признаны «вредными» — получают денежную компенсацию в размере двукратно превышающем затраты на приведение условий труда к «проектным»;
- Выплаты в Социальный фонд России для предприятия увеличиваются на порядок в текущем году и до приведения условий труда в «допустимые».
Таким образом, устанавливается материальная заинтересованность работодателя, акционеров и собственников предприятий в нормальных – «допустимых» условиях труда на рабочих местах.
Поскольку все требования к условиям труда определены специалистами и каждый пункт требований выполняется специалистами, обладающими соответствующими навыками и образованием (технология, инструктажи, медосмотры…), а контроль за их выполнением не требует специальной подготовки, и наиболее эффективен, когда осуществляется самими работниками (уполномоченными по охране труда) – дополнительных средств данное предложение не требует.
Меры воздействия послужат лучшей гарантией, что в самое ближайшее время на всех рабочих местах условия труда в стране будут приведены в соответствие с санитарными нормами без сложных методик и искусственной подгонки шкалы определения вредности по избранным показателям (как это сделано при переходе от АРМ к СОУТ в 2014 году).
Материал подготовил Андрей Булгаков, технический инспектор труда Тюменской межрегиональной организации Общественной организации «Всероссийский Электропрофсоюз»
ФОТО: архив ТюмнМО ВЭП