Тема для размышления. Зачем нужна(?) специальная оценка условий труда

      Комментарии к записи Тема для размышления. Зачем нужна(?) специальная оценка условий труда отключены

В статье 3 Федерального закона от 28.12.2013426-ФЗ сказано, что специальная оценка условий труда (СОУТ) определяет наличие вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценивает их воздействие на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Но при этом сказано, что эта процедура для некоторых рабочих мест не обязательна.

Как мне представляется, она не нужна и на других рабочих местах. То есть на всех.

В основе предприятий и производственных процессов и выпускаемых на них продуктах заложены Санитарные Правила и Нормы (СП и СанПиНы). Документы эти разрабатывались умными, высококвалифицированными специалистами с опорой на существующий на момент их утверждения главным государственным санитарным врачом страны с багажом знаний и имеющих под собой научную основу.

Вот наименование разделов на примере одного из них:

1. Общие положения

2. Требования к размещению промышленных предприятий, зданий, сооружений и содержанию территории

3. Требования к производственным зданиям и помещениям

4. Требования к обувным материалам, рецептуре клеев, латексов и вспомогательным материалам

5. Требования к условиям хранения и транспортировке материалов, используемых в обувном производстве

6. Требования к производственным процессам и оборудованию

7. Требования к основным рабочим местам и трудовому процессу (содержит требования к основным рабочим местам, к оргтехоснастке, к снижению тяжести и напряженности труда, к рациональным режимам труда и отдыха (отдельно – для виброопасных профессий), эргономические требования к оборудованию и требования к размещению органов управления)

8. Требования к отоплению и вентиляции

9. Требования к защите от шума и вибрации (там же методы и средства этой борьбы)

10. Требования к освещению

11. Требования к санитарно-бытовому обеспечению

12. Требования к средствам индивидуальной защиты и мерам личной гигиены

13. Требования к санитарному контролю за содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны

14. Требования к санитарной охране окружающей среды.

Кому интересно, можете ещё полистать. Но в них содержится даже больше того, что мы хотим определить с помощью СОУТ. То есть и наличие вредных и опасных факторов, и уровни их воздействия, и требования к применению СИЗ, и методы снижения воздействия через коллективную защиту. Нет компенсаций за условия труда, которые можно найти, например, в Списках № 1 и 2 вредных профессий РФ производств, работ, профессий, должностей и показателей…, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Получается, что, внедрив систему компенсаций через аттестацию рабочих мест по условиям труда, а затем через специальную оценку условий труда, мы разрушили стройную систему. Загрузили не нужной работой работодателя, уйму народа подготовкой исходных данных (у них работы по профилю мало? И нормировщиков мы сократили, чтобы влиять на производительность труда по принципу пока не сдохнут) и проведению процедур СОУТ. Для этого их нужно было обучить, обеспечить нормативной базой, приборами, реактивами и т.п. Сертифицировать и организовать контроль за экспертами…

Между тем, пуск объекта происходит через подтверждение заложенных проектом характеристик. В том числе и гигиенических. Измениться они могут только при внесении изменений в технологию или не соблюдения требований, предусмотренных проектом (санитарными правилами).

В стране стон стоит от нехватки рабочих рук! Предлагается завозить со стороны или повысить производительность труда. Лично я — за увеличение производительности. Давайте исключать лишние операции и процедуры. Начнём с СОУТ. Придётся внести изменения в законодательную базу — депутатам и профильному министерству придется попотеть. Зато сколько народу вздохнет с облегчением — освободятся от несвойственных функций. Работодатель освободится от лишних трат (мы всё равно хотели их уменьшить, переходя от АРМ к СОУТ). Эксперты – активные и грамотные люди смогут принести пользу в реальном секторе производства.

Но просто так, безнадзорного ока, работодатель не стремится поддерживать условия труда, заложенные проектом и нормативными документами.

Поэтому функцию контроля нужно оставить за самыми заинтересованными лицамиработниками и их законным представителем – ПРОФСОЮЗОМ.

Это проще и не требует высокой квалификации следить за соблюдением графиков уборки, своевременностью замены тех же ламп в осветительных приборах, расчисткой дорожек от снега, проходов от хлама, исправностью инструмента и средств защиты и прочим. Внедрение новых технологий, материалов проходит через Роспотребназор, значит нормы останутся обоснованными и следить нужно только за их соблюдением.

Для разрешения спорных ситуаций существует Государственная инспекция труда и Прокуратура.

Меры воздействия предлагаю такие:

Если, при проверке государственным инспектором труда, профсоюзным инспектором или при выполнении работ по программе производственного контроля обнаруживаются отклонения от требований СП, то:

  1. Руководитель предприятия лишается права занимать руководящие должности на срок до 3 лет;
  2. Устанавливается запрет на выплату дивидендов в текущем году и до устранения выявленных нарушений с подтверждением устранения измерениями лабораторией, имеющей право на данный вид контроля (аналогично по соблюдению прочих требований СП, подтверждаемых комитетом первичной профсоюзной организации и представителем организации (инспекции), которая обнаружила несоответствие;
  3. Работники, чьи условия труда по результату контроля будут признаны «вредными» — получают денежную компенсацию в размере двукратно превышающем затраты на приведение условий труда к «проектным»;
  4. Выплаты в Социальный фонд России для предприятия увеличиваются на порядок в текущем году и до приведения условий труда в «допустимые».

Таким образом, устанавливается материальная заинтересованность работодателя, акционеров и собственников предприятий в нормальных – «допустимых» условиях труда на рабочих местах.

Поскольку все требования к условиям труда определены специалистами и каждый пункт требований выполняется специалистами, обладающими соответствующими навыками и образованием (технология, инструктажи, медосмотры…), а контроль за их выполнением не требует специальной подготовки, и наиболее эффективен, когда осуществляется самими работниками (уполномоченными по охране труда) –    дополнительных средств данное предложение не требует.

Меры воздействия послужат лучшей гарантией, что в самое ближайшее время на всех рабочих местах условия труда в стране будут приведены в соответствие с санитарными нормами без сложных методик и искусственной подгонки шкалы определения вредности по избранным показателям (как это сделано при переходе от АРМ к СОУТ в 2014 году). 

Материал подготовил Андрей Булгаков, технический инспектор труда Тюменской межрегиональной организации Общественной организации «Всероссийский Электропрофсоюз»

ФОТО: архив ТюмнМО ВЭП