Специальность, которой нет в дипломе. Почему вузы не готовят специалистов по охране труда

      Комментарии к записи Специальность, которой нет в дипломе. Почему вузы не готовят специалистов по охране труда отключены

С 1 марта вступили в силу требования Федерального закона от 21.07.2021 № 311-ФЗ, который внес изменения в Трудовой кодекс РФ. Закон обязывает каждого работодателя со штатом больше 50 человек на производстве вводить как минимум должность специалиста по охране труда. Такой специалист должен иметь “соответствующее образование”. Дальше — сложно. У Минобрнауки в перечнях специальностей и направлений высшего образования “специалисты по охране труда” не значатся. А Минтруд регулярно меняет профстандарты и повышает требования к этим специалистам, не обязывая, впрочем, этим стандартам соответствовать. Работодателю же остается гадать, кого он может принять на должность специалиста по охране труда.

По данным Фонда социального страхования РФ, в стране около 4,5 млн работодателей-юрлиц. В основном — предприятия среднего и малого бизнеса. Согласно ст. 223 ТК РФ “в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда”.

Можно предположить, что на 4,5 млн работодателей приходится не одна тысяча специалистов по охране труда. Госконтроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — прерогатива Роструда. Однако, по информации замначальника Управления осуществления федерального надзора в сфере труда Роструда Натальи Калинниковой, в полномочия этого органа “ведение количественного учета специалистов по охране труда и проведение анализа их качественного состава не входит”. То есть сколько в стране таких специалистов — неизвестно.

Это не единственная слепая зона. В упомянутой статье ТК РФ предусматривается, что “при отсутствии у работодателя… службы охраны труда, специалиста по охране труда, имеющего соответствующее образование”, их функции осуществляет работодатель. Упоминание в законе о “соответствующем образовании” наводит на мысль, что специалист по охране труда или работник службы охраны труда должен иметь специальную подготовку, которая бы позволяла ему качественно выполнять возлагаемые на него обязанности. Отметим, что ТК РФ не предъявляет к специалисту по охране труда других требований, кроме наличия соответствующего образования.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Статья 195.1 ТК РФ в новой редакции дает два определения, относящихся к обсуждаемому вопросу. Во-первых, квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Во-вторых, профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой для определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции.

Первый профстандарт для специалистов по охране труда был введен в действие приказом Минтруда России в 2014 году и неоднократно претерпевал изменения. Действующие требования обновленного приказа (от 22.04.21 № 274н) будут актуальны до 1 сентября 2027 года. Уместно подчеркнуть, что каждое изменение в профстандарте налагало на специалиста по охране труда новые обязанности и функции. Возрастали и требования к квалификации и компетентности.

Согласно профстандарту специалист по охране труда должен иметь высшее образование — бакалавриат. А лица с высшим непрофильным образованием — бакалавриат (магистратуру) и дополнительное профобразование по программам профессиональной переподготовки в области охраны труда. В редких случаях — среднее профобразование и дополнительное по программам профессиональной переподготовки в области охраны труда, а также стаж работы не меньше трех лет.

При этом нет четкой нормы, обязывающей специалиста по охране труда соответствовать требованиям профстандарта. Стандарт — лишь ориентир для работодателя, показывающий, каким требованиям должен соответствовать специалист по охране труда и что входит в круг его трудовых обязанностей. Даже с учетом изменений профстандарты по многим позициям преемственны в требованиях, которые предъявлялись к специалисту по охране труда в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Чтобы получить квалификацию, специалист по охране труда должен пройти обучение в вузе по программе, соответствующей федеральному госстандарту высшего образования (ФГОС ВО). При этом обучение должно проходить с упором на практику и отвечать требованиям профстандарта. Казалось бы, все правильно, но здесь начинается непонятное.

Согласно ч. 8 ст. 11 закона “Об образовании в РФ” от 29.12.2012 № 273-ФЗ Минобрнауки вправе утверждать перечень специальностей и направлений высшего образования с указанием присваиваемой квалификации. Однако, по официальному разъяснению директора департамента госслужбы и кадровой политики Минобрнауки Алексея Свистунова (письмо от 17.11.2021 № МИ10/3851), действующие перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061) “не содержат отдельных направлений подготовки и (или) специальности “Специалист по охране труда”. Вместе с тем ряд ФГОС ВО формируют у выпускников компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в сфере охраны труда”.

К ним, по мнению чиновника, относятся ФГОС ВО “Природообустройство и водопользование”, “Пожарная безопасность” “Технологии и проектирование текстильных изделий”, “Химия, физика и механика материалов”, “Химия”, “Фундаментальная и прикладная химия”, “Строительство” и “Техносферная безопасность”. Он также считает, что “профильным для специалиста в сфере охраны труда является освоение образовательной программы по направлению подготовки 20.02.01 “Техносферная безопасность” (уровень — бакалавриат). В дипломе выпускника, завершившего обучение по данной образовательной программе, будет указана квалификация “бакалавр”, направление “Техносферная безопасность”. Чиновник поясняет, что “для определения, является ли выпускник специалистом по охране труда, работодателю необходимо обратить внимание на перечень дисциплин, освоенных обучающимся”.

Сегодня все студенты — будущие металлурги, агрономы, врачи и другие — в большей или меньшей степени должны изучать азы охраны труда, учитывая специфику своей будущей работы. Но студент, готовящийся стать специалистом по охране труда, должен знать по своему направлению существенно больше. Это его профессия.

В связи с тем, что нет ФГОС ВО для специалистов конкретно по охране труда, возникает вторая, не менее важная, проблема. А кто сегодня учит студентов охране труда? Есть ли для этого в вузах соответствующий профессорско-преподавательский состав, знающий все тонкости и новые тенденции в этой сфере?

Здесь тоже масса темных пятен, особенно при подготовке лиц, имеющих высшее непрофильное образование. Они, напомним, в соответствии с профстандартом должны пройти дополнительное профессиональное обучение по программам профессиональной переподготовки в области охраны труда. В ряде случаев программа их обучения подгоняется вузом под наличие и компетенцию преподавательского состава. Но потребность будущего специалиста в знаниях, умениях и профессиональных навыках, необходимых для качественного исполнения трудовых обязанностей, учитывается далеко не всегда. Итог — обучение ради “корочки”.

РЕБУС ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

Минобрнауки и Минтруд осуществляют государственную политику и нормативное регулирование в своих сферах — высшего образования и охраны труда. Эти ведомства не нашли точек соприкосновения в вопросе подготовки специалиста по охране труда, который должен иметь “соответствующее образование”.

В результате работодатель, которому нужен специалист по охране труда, должен решать ребус и угадывать: можно ли выпускника вуза, у которого в дипломе нет записи, что он специалист по охране труда, назначать на эту должность?

Подчеркнем еще раз: специалисты по охране труда, согласно ТК РФ, должны иметь “соответствующее образование”. Может, не следует на ровном месте создавать проблемы с их подготовкой и записью в дипломе?  

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/spetsialnost-kotoroy-net-v-diplome.html?source=fromtag автор Алекандр Тудос, рисунок: Дмитрий Петров / «Солидарность», Центральная профсоюзная газета «Солидарность»